среда, 17 февраля 2016 г.

Притворимся деревом. Шпонируем боковины "Самурая"

Материалы и инструменты для шпонирования

Добрый день :)

Как я и обещал, сегодня мы отшпонируем и залакируем боковины усилителя. Они  уже давно лежат и ждут своего часа. 


Вот они:

Боковины гибридного усилителя "Самурай"

Для работы нам понадобится совсем немного. 

Из инструментов: 

Самый обычный канцелярский нож, запасные лезвия к нему, металлическая линейка, кисточка и утюг. Все они есть на фотографиях... кроме утюга. Он не достаточно фотогеничен... 

Примечание: еще понадобится чайник... Работа пусть и не сложная, но кропотливая - без чая ну ни как не обойтись:)

Из материалов:

Нужен только клей, шпон, льняное масло (любое художественное), и шеллачный лак.

Клей

Очень внимательно нужно подойти к выбору клея. Для шпона хорошо подходит ПВА. Но не все то клей, что липнет:). Неудачный выбор превратит работу в пытку... Или вообще сорвет все дело. 

Не стоит применять дешевый отечественный ПВА в больших пластиковых банках. От клея у него есть только название и внешний вид.... Клеит он не многим лучше чем кефир. Никому его для нормальной работы не рекомендую.

Мы используем клей krass D3. При склеивании он почти сразу начинает "держать" и через 20 минут можно уже вести дальнейшую обработку изделия. Шов после полного высыхания прозрачен и очень прочен.

Шпон

Со шпоном ситуация немного сложнее. В магазине его не купишь, а большинство поставщиков продают его пакетами от нескольких десятков квадратных метров. Для единичных поделок столько не нужно. В небольшом количестве шпон можно приобрести, например, тут. Выбрать есть из чего, и все ограничивается только личными пристрастиями. Мы выбрали "классическое" красное дерево.

Шпон красного дерева.

На наш взгляд оно замечательно сочетается с черными лакированными деталями. 

Приступаем к шпонированию:

Задача - обклеить все поверхности заготовки. Желательно сделать это более-менее красиво. Для этого во время работы необходимо как можно точнее подгонять все элементы "мозаики" друг к другу. Кривые и неплотные стыки, вряд ли, украсят изделие. 

Процесс кропотливый и немного занудный, но ничего особенно сложного в нем нет. 

Обклеиваем окно заготовки, верхний и нижней торцы.

Нарезаем шпон на полосы. Линейка и нож в этом помогут:). Резать необходимо от краев к центру. Иначе шпон начнет скалываться. 

Шпон. Нарезаем полосы

Наносим на заготовку и шпон клей. Ждем пока он немного подсохнет и приклеиваем. Для того, чтобы все легло ровно и плотно, проглаживаем утюгом. Если ловкость рук позволяет, то гладить лучше через бумажку. Так и клей на утюг не попадает, и следов на шпоне не остается. Но если эта эквилибристика кажется сложной, а утюг не жалко, то можно и без бумаги обойтись. 

Шпон. Торцы боковин

Шпон. Торцы боковин

Отверстия на боковинах мы тоже заклеили.

Шпон. Торцы боковин

Проколупаем их обратно :)

Шпон. Восстанавливаем отверстия для шпилек

Самый технически сложный момент - шпонирование выгнутых и вогнутых поверхностей с малыми радиусами кривизны. Трудно изогнуть шпон таким образом - он трескается.

Как всегда спасает чайник: во-первых, чашка чая успокаивает растревоженные нервы, помогает сосредоточиться на работе и сделать ее аккуратно. Во-вторых, шпон, обработанный паром, становится мягким и гибким. Даже не знаю, что из этого важнее... :)

Изогнутые участки обклеили без проблем:

Шпон. Изогнутый участок с малым радиусом кривизны

Поверхности, с которыми мы работали до этого, малозаметные. Поэтому мы не церемонились и просто закрывали их шпоном "как придется". Но теперь мы добрались до открытых участков. Они будут на виду, поэтому расположение элементов, и направление их текстуры - очень важны.

Шпон. Боковые поверхности

Покрывать всю поверхность одним куском шпона не стали. Смотрится плохо... как старый советский стол-раскладушка. Лучше отшпонируем "кусочками", играя текстурой  и направлением стыков.

После двух неудачных попыток (не понравился результат) подобрали простой рисунок и реализовали его.

Шпон. Боковые поверхности

Обработали шлиф.шкурками до 680 зерна:

Шпон. Боковые поверхности

И напоследок прошлись абралоном (зерно 1000). Это абразив на мягком основании. Для обработки сложных форм - идеален.

Поверхность под отделку готова:

Шпон. Боковые поверхности

Отделка лаком

Для отделки мы используем шеллак. В небольших количествах его можно приобрести в магазинах, торгующих товарами для художников. Продается он в виде чешуек (сырье для лака) или готового раствора.  Цвет бывает разный. Чаще всего встречается натуральный (оттенков коричневого) и очищенный (прозрачно - желтый).

Примечание: Подробнее о шеллаке и том, как его готовить, можно посмотреть, например, вот в этом видео. Федор Жильцов, на мой взгляд, замечательно рассказывает.

Перед нанесением шеллака поверхность имеет смысл обработать льняным маслом и дать ему полимеризоваться.

На фотографии материалы которые используем мы:


Материалы для покрытия шеллаком

Процесс покрытия шеллаком не показываем. О том, как это делать и какие есть тонкости в процессе, очень много написано и показано в интернете. Но результат получился такой:

Боковины гибридного усилителя "Самурай" покрытые шеллаком

Боковины гибридного усилителя "Самурай" покрытые шеллаком

Хотя слой лака уже нанесен, боковины еще не готовы. Покрытие шеллаком требует много времени. Дело в том, что лак после высыхания продолжает усаживаться. Поэтому покрытие придется еще несколько раз обработать и нарастить. Но внешний вид уже почти не изменится.

Итоги

Крышки покрашены и боковины мы только что покрыли шпоном. Пора собирать переднюю и заднюю панели, устанавливать сеточки и собирать корпус. Все это у нас впереди...

С уважением, Константин М.


Другие статьи по проекту:


про лампы:


про корпус: